Стальная крыса как стать

Стальная Крыса

Ну, нет. Этот роман не впечатлил. Интересный? В общем — да, но не более. Наверное, я ожидала приключений наподобие тех, что были в первой и во второй части серии, той же тонкой иронии, каких-то аллюзий, но ожидания не оправдались. Вся история по сути калька с детективного американского кино прошлого века. Возможно, именно им и вдохновлялся Гаррисон, когда приступал к созданию Стальной Крысы. Налицо все составляющие жанра:

1) красивый мужчина в самом расцвете лет, ловкий, опытный, готовый совершить невозможное – 1 шт.;
2) красивая и порочная женщина с непомерными амбициями и тягой к убийствам – 1 шт.;
3) вербовка агента-шпиона (а-ля 007) на государственную службу – 1 шт.;
4) расследование – 1 шт.;
5) погони с использованием технических средств (как то космический боевой корабль или просто фургон для перевозки продуктов) – много шт.;
6) убийства – много шт.;
7) любовь неземная – 1 шт.;
8) употребление сильных наркотических средств, дабы стать ближе к любимой – 1 шт.;
9) свадьба под дулом пистолета – 1 шт.

Вот как-то так. Ничего необычного в романе не наблюдается. Конечно, фирменный стиль Гаррисона никуда не делся, но сам сюжет, на мой взгляд, слабый. Объясняю себе это тем, что данный роман — третий по внутренней хронологии цикла — был написан первым. Для автора это была отправная точка для его дальнейших книг про Стальную Крысу. Посмотрим, что он нам дальше приготовил.

источник: abook.com.ua

БЕСПЛАТНЫЕ КНИГИ

Скачать книгу Сгрийверса Йоопа «КАК СТАТЬ КРЫСОЙ»

Стальная Крыса Гаррисон

Серия «Стальная крыса» — бесспорный шедевр. Еще бы, ее же написал Гарри Гаррисон — единственный в мире писатель, который использовал в качестве псевдонима свою настоящую фамилию — Демпси. А еще старик Гаррисон говорил на эсперанто!! Плюс еще на пяти языках!

СТАЛЬНАЯ КРЫСА

Стальная Крыса – уникальный герой цикла творений Гаррисона с одноименным названием.
Ловкий мошенник Джим Ди Гриз завоевал сердца поклонников фантастики во всем мире. Немыслимые ситуации и куда более невообразимые выходки этого персонажа впечатляют. Из любой перипетии он всегда выходит победителем, сохраняя невозмутимое спокойствие и подкупая удивительным обаянием. Именно благодаря своей нечеловеческой изворотливости и подлинно «дьявольскому везению» Джим Ди Гриз и стал известен как Джим Стальная Крыса.
Для Стальной Крысы нет ничего невозможного. Он всегда готов спасать галактику, стать кадровым военным или президентом и даже распивать чай с самим дьяволом. Для него это заурядные события, из которых состоит его биография.
Кем же все-таки является он на самом деле? Опасным преступником, прожженным везунчиком, гением или ангелом, явившимся для спасения всего живого? Найти ответы на эти вопросы можно только став свидетелем многочисленных приключений Стальной Крысы, описанных в книге.

источник: fant-usas.at.ua

Гарри Гаррисон «Стальная Крыса»

Стальная Крыса

The Stainless Steel Rat Series

  • Жанры/поджанры: Фантастика( «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
  • Общие характеристики: Юмористическое | Приключенческое
  • Место действия: Вне Земли( Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
  • Время действия: Далёкое будущее
  • Линейность сюжета: Линейный
  • Возраст читателя: Любой

Крыса из нержавеющей стали? Очень интересно, и что же это за зверек такой, спросит каждый, кто не знаком с удивительным героем уникального цикла произведений Гарри Гаррисона с одноименным названием.

Джим Ди Гриз – великолепный мошенник и космический плут, завоевавший сердца любителей фантастики по всему миру. Невероятные ситуации и ещё более немыслимые финты этого героя, кто неизменно выходит из каждой ситуации победителем, при этом сохраняя железное спокойствие и вселенское обаяние не оставят никого равнодушным. Ведь именно благодаря своей нечеловеческой увертливости и по истине «дьявольскому везению» Ди Гриз и получает прозвище – Джим Стальная крыса.

Спасти галактику? Нелегально сделать военную карьеру? Стать президентом и выпить чашечку чая в гостях у самого дьявола? – все эти ошеломляющие поступки – обыкновенные галочки в богатой жизненной биографии главного героя.

Так кто же он? – Опасный преступник? Отъявленный везунчик с гениальными способностями? Или может быть ангел, присланный спасти все живое? – В этом и многом другом предстоит разобраться вам, дорогой Читатель. И да сопутствует вам удача!

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Robin Pack, 19 июля 2008 г.

Что такое «Стальная Крыса»? Это остросюжетный криминально-иронический детектив в научно-фантастических декорациях. Здесь можно даже заметить что-то вроде пародии на аналогичную литературу о «наших днях» (хотя главный источник вдохновения, авантюрные романы Дональда Уистлейка, Гаррисон не столько пародирует, сколько подражает). Читать «Стальную Крысу» весело. Но не более.

Ибо это иронический детектив во всей своей красе: с неубиваемым и неунывающим героем, с мешаниной событий, далекой от последовательного сюжета. Гаррисон не пытается — или не может — нарисовать своего героя умным авантюристом. У него получается ловкий, но вполне обыкновенный грабитель. Ни разу Джим ди Гриз не может провести ненасильственного изьятия денежных средств у населения, или хотя бы не спровоцировать погоню с перестрелками и взрывами. И при этом он мнит себя чем-то исключительным, «элитой» преступного мира, который якобы почти не нарушает закон.

Закатай губу, Джимми! Настоящий авантюрист из хорошего авантюрного романа действует в белых перчатках, играючи, если он извлек хотя бы финку для боя — он провалил свою репутацию. Бог с ним, с идеальным Остапом, возьмем Момуса из «Пикового валета» Акунина. Вот это — Аферист! Маскарад! Декорации! Вхождение в роль! Игра на слабостях жертв! И упаси боже, никакого насилия! Жертвы узнают, что обмануты — если вообще узнают — когда он за тридевять земель проигрывает их денежки в карты.

А теперь возьмите любую операцию Стальной Крысы. Швыряясь усыпляющими бомбами направо и налево, соря взрывчаткой, он проникает в самый обыкновенный банк, набивает баксами карманы и бежит прочь, расталкивая полицейских и раздавая им пинки по гениталиям. Погоня в десяток машин и взрыв вертолета (©) обязательны. «Ловкий авантюрист?»

Тонкая работа? Извините, когда для простого выхода с военной базы (на которой он вполне легально числится военным), ему не приходит в голову ничего лучше, как с боем! угнать! самолет! И все для того, чтобы сгонять в город на часок, а потом так же, с боем, вернуться обратно! Это называется бить тараканов ядерной боеголовкой.

Несмотря на все это, главный герой обладает способностью вызывать симпатию. Во много благодаря своему «моральному кодексу», не позволяющему ему убивать без необходимости, он выглядит кем-то вроде Робина Гуда. В этом отношении Гаррисон намного талантливее своих эпигонов. Персонажи второго плана на удивление не картонны, а подчас очень выразительны. Самое живое лицо книги, Слон, над могилой которого читатель может действительно прослезиться. Очаровательная и смертоносная Анжелина, под маской которой скрывается бывшая закоплексованная дурнушка. Дерзкая Бибз, похожая на отражение самого Крысы. К сожалению, едва доходит до злодеев, вся рельефность летит к чертям. Охранники — лишенные мозгов громилы, все до одного, предводители злодеев — мегаломаньяки с обязательным садизмом. Право слово, даже в черепашках-ниндзя меньше зловеще хохотали и орали «За ним, идиоты!»

Вселенная «Стальной Крысы» тоже не радует разнообразием: планета за планетой описываются как «захолустье», где подают дурное пиво (интересно, что показалось бы Джиму (пареньку, вообще-то, из глубинки), настоящей столицей и хорошим пивом?). Это обыкновенная Америка среднего запада в декорациях «будущего», и после нее очень странно звучит удивление Джима от Земли XX века: уж тут-то ничего нового он не мог обнаружить.

На этом месте элитарный критик должен был поставить точку и заклеймить произведение как обыкновенный коммерческий боевик, иронический детектив, лишь в антураже фантастики. Я не элитарный критик. Я провел несколько замечательных ночей за чтением «Стальной Крысы», получил хорошее развлечение, и, возможно, еще не раз перечту со скуки.

А на большее Гарри от меня и не рассчитывал.

борхус120, 23 ноября 2009 г.

Глядя на увесистый том, в котором собраны все романы о Джиме Ди Гризе, я думаю: «Господи, что же я читал в свои 13 лет?»

Гаррисон создал довольно скучный мир, в котом полно несуразностей. Гарри не особо заморачивался по поводу придумывания технических новинок, возможных в будущем, и социального устройства Галактики. Всё абсолютно заезженное и использованное сотни раз. Главный герой — вор, мошенник и вообще нехороший человек. Который, как и все персонажи такого плана, не может не вызывать симпатию у читателей. Он и его семейство, состоящее из двух не отличающихся большим умом сыновей и жены, которая готова на всё ради собственной красоты, с потрясающей лёгкостью попадает в переделки и так же легко из них выбирается. Смешно мне было первых книг 6, всё что дальше — высосано из пальца. Но при всём этом после прочтения историй о похождениях Крысы Из Нержавеющей Стали у меня на душе осталось ощущение праздника.

Поэтому, когда я смотрю на на всё ту же книжку, мне в голову приходит мысль: «Эх, а хорошее времечко всё-таки было!»

Nog, 10 ноября 2008 г.

Классический цикл произведений о приключениях талантливого жулика, афериста и авантюриста Джима ди Гриза в далеком будущем, которое, впрочем, очень смахивает на ХХ век. Сюжетная основа каждой повести проста как три копейки — Джим сначала находит проблемы (или проблемы находят Джима), а потом в одиночку или чаще с помощью группы товарищей с этими проблемами разбирается — и по большому счету такая простота сегодня уже как-то не смотрится, так что напиши что-то подобное современный автор, быстрое забвение ему было бы гарантировано. Но цикл о Стальной Крысе сохраняет популярность и по сей день, даже несмотря на то, что количество доступных фантастических книг за последнюю пару десятилетий выросло на порядки. Почему? Кто знает. Но простым «очарованием классики» этого не объяснить.

GBV, 13 октября 2009 г.

Отличный цикл для непритязательного читателя (т.е. для тех, кто не привык морщить нос при упоминании Гаррисона). Главный герой — мошенник галактического размаха (правда, как ни странно, работать ему приходится в основном на правительство), имеющий свой специфический моральный кодекс, который оправдывает все его поступки (да вообще, Джим ди Гриз — чуть ли не спасение галактики). По ходу повествования он обзавёлся не менее экстравагантной женой и парочкой детей, пошедших по стопам отца, так что компания соберётся весёлая. Романы изобилуют юмором, невероятными приключениями, опасными испытаниями, из которых ГГ всегда выходит живым, ведь на то он и Скользкий Джим. Вообще ГГ на удивление гуманный тип — на протяжении всех романов он толком то никого не убил, хотя поводов для этого у него было хоть отбавляй (впрочем, для этого у него есть жена 🙂 — смертоносная Ангелина). К фантастике «Стальная крыса» имеет слабое отношения — здесь это действительно лишь метод, предназначенный для моделирования определённых ситуаций, каких то особенно высоких технологий, даже толкового технологического общества, не ждите.

«Классической» трилогией считаю первые три по дате выхода: собственно Стальная крыса, Месть и Спасение мира. Эти книги особенно хорошо сбиты, читать их легко и приятно, а уж перечитывать — хоть до бесконечности.

“Приквелы” — рождение, армейские похождения, блюз — тоже неплохо, но чувствуется, что автор писал их несколько вымученно, без былого вдохновения, юмора в них меньше, и вообще они плохо состыкуются сюжетно с первыми книгами. Не рекомендовал бы разве что «Стальная крыса поёт блюз», худшая книга серии, но это имхо.

Продолжения, начиная от «Ты нужен. » — более гремучая смесь, в них много чего намешано, кое где происходит возврат к старым темам и местам, иногда это к добру, иногда так себе, но всё же они все интересны и каждая книга по своему хороша.

Хотя цикл в общем можно считать подростковой литературой, но и большинству взрослых он придётся по душе. Возьмите вечерком одну из этих книг, сидите, читайте (перечитывайте) и получайте удовольствие от чтения — ведь цикл именно для этого и предназначен, ни больше, ни меньше.

vgi, 26 апреля 2016 г.

Одно из двух: либо этой серии романов сильно не повезло с русскими переводчиками, либо это далеко не лучшие вещи Гаррисона.

За первое предположения говорит то, что переводить это у нас начали не раньше 1980-х, причём переводили любители (так называемая «ФЛП», если кто слышал, что расшифровывалось не то как «федерация любительских переводчиков», не то как «фантастика в литературном переводе», хотя литературного там зачастую было немного — смысл улавливался, и ладно). В начале девяностых, в условиях ажиотажного спроса на фантастику, эти полуподстрочники, естественно, в бумажных книгах и тискались — и (с некоторыми улучшениями) дожили до нашего времени. А вот профессиональные переводчики на «Стальную крысу», судя по всему, внимания так и не обратили.

Для того, чтобы почувствовать разницу, достаточно сравнить любой перевод любой «Крысы» со, скажем, ждановским переводом «Неукротимой планеты» из 24-го тома советской БСФ. Ну, например, вот вам начало одной книги:

Тут какой-то подвох… Он почувствовал, как внутри все напряглось. В чашке лежал не официальный бюллетень и не извещение от гостиничной администрации, а запечатанное личное письмо. Но ведь он никого не знает на этой планете, еще и восьми часов не прошло, как он прибыл сюда на космическом корабле. У него даже имя новое – он сменил его в предпоследнем космопорту, – значит, никакого личного письма быть не должно. А между тем вот оно, лежит в чашке. Он сорвал ногтем печать и снял крышку. Искаженный записью металлический голос нельзя было опознать.

А вот — начало другой:

Аппарат зажужжал и засветился ярким пламенем, надежно заварив двери по всему периметру. После этого дверь только и могла, что беспомощно жужжать, не двигаясь с места, пока что‑то там в ее механизме не замкнуло, и она, затрещав и заискрившись, совсем не затихла.

Не правда ли, невозможно перепутать, где Жданов, а где переводчик ФЛПшной школы? Первый текст хочется читать. Второй, в лучшем случае, даёт вам понять, что написано в оригинале. Впрочем, едва ли даже это. Изучив первые два абзаца английского текста, можно обнаружить, что

Впрочем, допускаю (именно допускаю — ибо по-английски не читал), что и в оригинале автор мог сознательно снизить планку. Причём чем дальше, чем ниже он её опускал — последние книги серии плохи даже на фоне первых, что заметно не только по бледному корявому языку, но о по путаности и невнятности сюжета, например. Одним переводом, как мне кажется, сложно было бы добиться такого эффекта.

А скарее всего, эти две причины сосуществуют — схалтурил и автор, и переводчики.

В общем, если оценивать всю серию разом (что довольно условно, конечно), то я бы поставил ей ровно половину от максимально возможного балла, то есть 5. Можно прочесть один раз.

in-word, 2 апреля 2009 г.

Не ищите глубокий философский смысл в цикле произведений про Крысу — просто читайте и наслаждайтесь. Сюжет динамичный, главный герой — обаятельный и смелый ( привлекательный, как бывают привлекательны пираты и разбойники) искатель приключений, которому легко прощаешь некую «моральную неустойчивость». Наивным, да и то немного, кажется нам, избалованным обилием современных наворотов, окружающий его мир с технической точки зрения, но и это не портит прекрасную атмосферу приключений. Я бы,как и большинство читателей, отнесла эти книги к возрастной категории 14-20 лет, но сама с удовольствием читаю этот цикл Гаррисона, когда хочу отдохнуть и развлечься.

Алексей_Ше, 15 октября 2014 г.

Вот я и добрался до “Стальной крысы”. Давно хотел прочитать весь цикл от первой и до последней книжки. Начиная от “Рождения…” и заканчивая “Новыми приключениями…” с той парочкой рассказов из сборника “Планета райского блаженства”. За кадром осталась только книга-игра.

Обычно при чтении романов одного цикла наступает некое пресыщении и где-то даже становится скучно. Не буду отрицать, что-то подобное возникло и у меня. Я даже заранее, предвидя такой поворот событий, решил прочитать первые пять романов (благо собраны они компактно в один том), затем сделать перерыв – разбавить “Крысу” чем-то другим, не фантастическим. Но, несмотря на всё вышесказанное, что-то меня останавливало и каждый раз после прочтения очередного романа о Джиме ди Гризе, я… начинал следующий. Да, я привязался к детищу Гарри Гаррисона и как-то незаметно, от романа к роману, прошёл с Джимом весь его путь — от рождения и до выхода на пенсию.

Поначалу хотелось оставлять отзыв на каждый из прочитанный романов, но т.к. слишком много общего, правильнее будет характеризовать весь цикл. Обычно я не злоупотребляю чтением чужих отзывов и комментариев, всё-таки зачастую они сбивают “с пантылыку”. Но вот если есть какие-то сомнения — стоит читать ту или иную книгу, то отзывы читаю выборочно, предпочтение отдаю негативным и тем, которые получили большее кол-во баллов. Но главным критерием всё равно остаются негативные отзывы. Так вот, по “Крысе” я прочитал множество отзывов, как на весь цикл, так и на отдельные романы и теперь по прочтении всего цикла, соглашусь в большинстве со всем, написанным до меня. Да, в романах есть и плюсы и минусы. Первых, конечно, гораздо больше. Вторых не много и скорее всего их стоит отнести на счёт возраста читателя.

С чем бы мне хотелось выразить не согласие, так это с теми утверждениями, что ранние романы серии (написанные в 60-70 годы) сильнее более поздних – написанных в 80-90 годы. И для меня, например, роман “Рождение…” ничуть не хуже романа “Стальная крыса” (мне поздний роман даже больше понравился). И совсем не плохи романы написанные в конце 90-х. Что позволяет сделать вывод – цикл написан ровно и нет аналогий с “американскими горками”. Отдельно стоит отметить последний роман цикла “Новые приключения…”. Я бы его назвал лебединой песней автора. И где-то может Гаррисон ассоциирует себя с той постаревшей и поржавевшей Крысой. И чувствуется желания у Гарри хоть отбавляй, а вот сил уже практически нет. Эх ! Пройти бы ему гериатрические процедуры на планетке типа Луссуозо и был бы Гарри как огурчик.

Ещё хотелось бы согласиться с тем, что данный цикл всё-таки лучше читать в подростковом возрасте. Для взрослого человека уже не тот кайф. Эх детство, детство… ! Но чего не отнять у книг о Стальной крысе так это безграничного оптимизма и жизнерадостности. И для поднятия настроения книги этого цикла самое то. Романы насыщены юмором. Конечно, в большинстве своём это юмор чисто “словесный”, я бы даже сказал статичный, а не “ситуационный” так сказать “активный” юмор, заключенный в действиях героев и их поступках (ср. к примеру с “12 стульями” или “Швейком” Гашека). Но не будем забывать, что Гарри американец, а юмор янки воспринимается нами как-то не очень (вспомните комедии со смехом за кадром “в нужных местах”). Но социальный аспект, присутствующий в цикле о Крысе, даёт мне право сравнивать с вышеперечисленной классикой.

А вот один из эпизодов романа “Стальная Крыса на манеже” вызывает у меня улыбку, хотя явного юмора там нет. Так вот, есть там такой эпизод, когда Ди Гриз-старший с сыном Боливаром выполняли теракт на АЭС (им надо было остановить подачу электроэнергии на материковую часть). АЭС находилась на острове. Пролив разделял этот остров с материковой частью. От АЭС через пролив по воздуху шли провода, и на материке, на возвышенности стояла большая портальная опора. И провода были закреплены на этой опоре. Теракт заключался в подрыве этой опоры, она падает в море и всё “кина не будет электричество кончилось” . Ну если бы заряд заложили у основание опоры то без проблем. Но Боливар полез на верх и заложил заряд в районе изоляторов (и при этом не сказано, что он был в каком либо защитном костюме или что-либо подобном) ! Ага. При таком напряжении (если аналогии проводить с настоящим временем, то это порядка 330-750кВ, а то и более) Боливар превратился бы в кучку пепла. Даже без прикосновения к самим проводам. Есть такое понятие “наведенное напряжение”, т.е. рядом с проводами, находящимися под таким огромным напряжением, возникает электромагнитное поле, которое в свою очередь приводит к появлению электрического тока в проводниках, попавших в данное поле. Проводником служит Боливар. Странно, что Гаррисон не учёл этого. Обычно в своих романах он не забывает о законах физики и разного рода технических аспектах.

Итак, если подводить итог, то я не жалею времени потраченного на чтение цикла. Грустно только, что эти книги не попали ко мне в детстве. Но всё равно. Читайте в любом возрасте и положительные эмоции вам обеспечены.

Жаль, конечно, что автор уже не напишет продолжения, но хочется верить, что Гарри сейчас прекрасно себя чувствует в робобаре на какой-то райской планете со стаканом только что налитого трехсотлетнего, драгоценного бурбона, охлажденного кубиками миллионолетнего льда.

snake13, 8 июля 2013 г.

источник: fantlab.ru

Гарри Гаррисон. «Стальная крыса». Неуловимый Джим ди Гриз

Гарри Гаррисон (настоящее имя Генри Максвелл Демпси) написал огромное количество произведений, среди которых и несколько наиболее крупных циклов. Еще в советское время многие знакомились с научной фантастикой, начиная с его книг. И, быть может, самой популярной серией писателя в России стала «Стальная крыса», большой цикл произведений, рассказывающий о похождениях межгалактического преступника, ловкого обманщика, хитреца, который в то же время, несмотря на свои криминальные наклонности, не раз спасает людей и мир в целом и творит больше добра, чем зла, никому, в сущности, не причиняя вреда.

Гарри Гаррисон

Мне всегда нравились подобные неоднозначные, умные, харизматичные персонажи. И, наверное, во многом благодаря своеобразному обаянию главного героя — Джима ди Гриза, прозванного Стальной крысой или Крысой из нержавеющей стали (Stainless Steel Rat) — миллионы читателей так полюбили данную серию. Книг в ней много, но приключения Скользкого Джима (еще одно его прозвище) ни разу не повторяются, каждый раз меняется место действия, обстоятельства, цели. Сюжет всегда лихо закручен, здесь много неожиданных перипетий, ни одно дело не проходит слишком гладко. В книгах о Джиме ди Гризе всегда много действия, событий, приключений. Но сама Стальная крыса — это не типичный фантастический герой, который представляет собой некий идеал, это не супермен. Чаще всего его выручают хитрость, ум, способность импровизировать в любых обстоятельствах. И, как уже говорилось, в каком-то смысле это даже антигерой, вор и мошенник, грабящий огромные корпорации. Для него, правда, сам процесс ограбления, приключения, опасность, гениальный план намного важнее выигрыша, денег, которые это приносит. Книги о Стальной крысе не были бы такими увлекательными, если бы не повсеместный юмор, буквально пронизывающий каждый текст. Иногда он граничит с абсурдом, иногда это тонкая, замаскированная сатира, и часто невозможно удержаться от улыбки и задорного смеха. Сам герой, его находчивость непроизвольно вызывают восхищение, а его философия жизни необычайно заразительна, ему просто невозможно не сопереживать. Лучше всего характер героя и его принципы описал учитель ди Гриза — Слон, также гениальный обманщик и плут:

«— Извини, пожалуйста, но будь добр, объясни мне, почему это так?
— Потому что мы задаем полиции работу, им же надо кого-нибудь преследовать, иметь какой-нибудь повод, чтобы рыскать повсюду в своих дорогих машинах. Ну а публика — как они смотрят новости и слушают сообщения о наших последних подвигах, как они рассказывают об этом друг другу и смакуют каждую деталь! Ну а какова же цена этого представления и его общественная польза? Да никакой. Бесплатное обслуживание, даже если мы рискуем своей жизнью, головой и свободой, чтобы доставить им удовольствие. А что мы получаем от них? Да ничего. Просто деньги — бумагу и металлические символы. Все это застраховано. Если мы выпотрошим банк, деньги им вернет страховая контора, которая в конце года недосчитается в своем ежегодном доходе микроскопической суммы. Каждый вкладчик недополучит миллионную долю своей прибыли. Никаких убытков, абсолютно никаких. Благодетели, мой мальчик, мы просто благодетели и никто больше. Но для того, чтобы мы могли совершать для них это благо, мы должны действовать вопреки тем барьерам и правилам, которые они нам выставляют. Мы должны быть такими же скрытными и бесшумными, как и крысы за деревянной перегородкой. Конечно, в прежние времена это было гораздо легче сделать, и в обществе было намного больше крыс, когда правила были не так строги. Так же как в старых деревянных зданиях больше крыс, чем в бетонных. Но и сейчас крысы приживаются в домах. Теперь, когда общество сплошь состоит из железобетона и нержавеющей стали, между стыками остается совсем немного щелей. И только очень смышленые крысы могут отыскать эти лазейки. Только крыса из нержавеющей стали может чувствовать себя как дома в такой окружающей среде».

Действие разворачивается в далеком будущем, когда космос давно освоен, люди покинули Землю (или Грязь, как ее здесь называют; здесь даже забыли, какой она была), т.к. на ней стало невозможно жить, и расселились по разным планетам, освоили множество галактик. Многие проблемы прошлого решены, уже нет межпланетных войн, космическая Лига бдительно следит за поведением каждого государства, помогает ему в развитии и сдерживает любую агрессию, стараясь не вмешиваться напрямую в происходящее на планетах. Это время, когда техника и наука шагнули в запредельные дали, мир, в котором давно существуют разумные роботы, сверхмощные компьютеры, звездолеты, способные использовать искривленное пространство и легко преодолевать сотни световых лет. Стерлись различия между расами, медицина способна вылечить почти от любой болезни, воссоздать даже саму личность, изменить человека.

С каждой книгой персонаж Гарри Гаррисона становится все взрослее, хитрее, меняются его цели, он уже не просто преступник, а агент Специального Корпуса, расследующий самые запутанные и опасные дела, борющийся за мир во всем космосе. Вначале в книге «Рождение стальной крысы» мы видим его неопытным, юным, первые его дела — это хитроумные ограбления, мошеннические операции. Он только встал на путь борьбы с серостью, правилами, еще не определился, как он должен действовать. Но от книги к книге испытания, с которыми он будет встречаться, становятся сложнее и опаснее. Много раз будет казаться, что ситуация, в которую попал герой, безвыходная. Наверное, Джим ди Гриз взрослел и развивался в какой-то мере вместе с самим писателем. У него появилась семья, он стал «спасать мир» и грабить банки уже вместе с женой и сыновьями. Все семейство Гризов очень необычно.

Фантазия Гарри Гаррисона почти неистощима, каждая книга открывает для вас что-то новое, читать его не надоедает, шутки не становятся менее смешными. Вы найдете здесь и полеты в космосе, изучение неизвестных планет, иные цивилизации, путешествие во времени и между вселенными и даже просто фантастические детективные и иронические истории. Я впервые познакомился со Стальной Крысой еще в детстве, и тогда мне он очень понравился, однако весь цикл я прочитал только сейчас. Для данной серии, как и для всего творчества Гаррисона, также характерна тема вызова всему закосневшему, глупому, уродливому в обществе и мире. Гарри Гаррисон убежденный противник армии, войны, жестокости, причем он знает войну не понаслышке, т.к. сам прослужил три года во время Второй мировой. Интересно, что один из принципов ди Гриза — не убивать никого, даже злодеев, без абсолютной необходимости. Именно поэтому в его арсенале обычно нет смертельного оружия. Гаррисон также убежденный атеист, он верил в науку, гуманизм, технический и нравственный прогресс, это отразилось в некоторых словах самого ди Гриза. Писатель был и в жизни забавным, веселым, добрым, что вы можете увидеть хотя бы по его интервью. Некоторые черты автора и его убеждения перешли, наверное, в какой-то мере и к его знаменитому герою.

«Вот всегда так: старики посылают молодых воевать. Ставили бы в строй не моложе пятидесяти пяти, разом бы все войны прекратились».

Я бы рекомендовал читать цикл в порядке внутренней хронологии, т.к. большинство произведений связаны между собой. Это и приятно: открывая новую книгу, ты можешь наткнуться на упоминания прошлых событий и с улыбкой узнаешь, когда и где это происходило. Цикл о «Стальной крысе» — необыкновенно человечные, веселые, умные книги о нас самих, только в далеком будущем. Хотя в большей степени это боевик, приключения и даже детектив, не только мужская аудитория может получать от них удовольствие. Женские образы в произведениях Гаррисона также великолепно прописаны, они очень живые, реалистичные, объемные. Вспомнить хотя бы Анжелину, без которой приключения ди Гриза были бы очень неполными.

Гарри Гаррисон всегда подчеркивал, что ему важно в первую очередь привлечь читателя, доставить ему удовольствие, заинтересовать. И его книги всегда справляются с этой задачей. Однако и идеи, научные знания в них присутствуют и подаются в ненавязчивой, завуалированной форме. Помимо основных 11 книг, в цикле есть также 2 рассказа и одна книга-игра (Стань Стальной Крысой (You can be the Stainless Steel Rat)) — весьма специфический и необычный для нас жанр. В этой книге вы сами становитесь главным героем приключений и, выбирая различные действия, сами влияете на развитие истории. Это произведение, конечно, совершенно необязательное, но даже им можно поинтересоваться. Любопытно, что Гаррисон начинал свой творческий путь как художник, он рисовал в том числе и комиксы и писал для них истории. Иллюстрировал он и собственные произведения впоследствии. Путь его в большую литературу был непростым и насыщенным различными событиями, сменой профессий, переездами.

Список произведений цикла

Список составлен в порядке внутренней хронологии цикла.

Рождение Стальной Крысы (A Stainless Steel Rat is Born) (1985)

Стальная Крыса идет в армию (The Stainless Steel Rat Gets Drafted) (1987)

Стальная Крыса поет блюз (The Stainless Steel Rat Sings the Blues) (1994)

Стальная Крыса (The Stainless Steel Rat) (1966)

Месть Стальной Крысы (The Stainless Steel Rat’s Revenge) (1970)

Стальная Крыса спасает мир (The Stainless Steel Rat Saves the World) (1972)

Ты нужен Стальной Крысе (The Stainless Steel Rat Wants You) (1978)

Стальную Крысу — в Президенты! (The Stainless Steel Rat for President) (1982)

Стальная Крыса отправляется в ад (The Stainless Steel Rat Goes to Hell) (1996)

Стальная Крыса на манеже (The Stainless Steel Rat Joins the Circus) (1998)

Новые приключения Стальной Крысы (The Stainless Steel Rat Returns) (2010)

Рассказы о Стальной Крысе

Четвёртый закон роботехники (The Fourth Law of Robotics) (1989)

Золотые годы Стальной Крысы (The Golden Years of the Stainless Steel Rat) (1993)

Стань Стальной Крысой (You can be the Stainless Steel Rat) (1985)

Последняя книга

Последняя книга о Стальной крысе — «Новые приключения Стальной Крысы» — была написана в 2010 году, не так давно. К великому сожалению, Гарри Гаррисона больше нет с нами — его не стало в 2012 году, 15 августа. Он прожил долгую и плодотворную, насыщенную жизнь. Много путешествовал, посещал различные конвенты, фестивали, общался с читателями. Он даже приезжал в Россию и давал интервью, автографы. Как-то неуловимо и необычно его жизнь связана с нашей страной — мать Гарри Гаррисона родилась в Петербурге. Писатель всегда с уважением отзывался о нашей стране и помнил о своих корнях. Он считал себя гражданином мира, говорил на 9-ти языках и жил подолгу в разных странах, а последние годы провел в Ирландии. До самого конца он оставался убежденным оптимистом, ценил встречи с читателями, продолжал творить. Он подарил нам множество замечательных книг, в которых он живет до сих пор. И, думаю, постепенно мы напишем и о других его произведениях.

И вслед за Гарри Гаррисоном скажу то, что он всегда повторял: читайте больше научной фантастики!

источник: ghostlylands.ru

Электронная библиотека
RuBook.org

Дверь моего кабинета внезапно распахнулась – и я понял, что игра окончена. Дельце было что надо – денежное, но ему пришел конец. Когда полицейский вошел, я сидел в кресле, изобразив на лице счастливую улыбку. Тяжелая походка, хмурый взгляд, полное отсутствие чувства юмора сразу выдавали в нем служителя закона. Он еще не открыл рот, а я уже знал, что он скажет.

– Джеймс Боливар ди Гриз, я должен арестовать вас по обвинению…

Для пущего эффекта я подождал слова «обвинению». Когда оно было произнесено, я нажал кнопку, приводящую в действие пороховой заряд, установленный на потолке. Поперечная балка треснула, трехтонный сейф рухнул прямо на голову полицейского. Потрясающая картина. Когда пыль осела, из-под сейфа виднелась лишь неестественно вывернутая рука. Она пошевелилась, и указательный палец обвиняюще нацелился на меня. В его голосе, глухо доносившемся из-под сейфа, звучали недовольные нотки:

– …по обвинению в незаконном въезде, краже, подлоге…

Он бубнил, перечисляя длинный список моих преступлений, но все это я уже слышал. Это абсолютно не мешало мне перекладывать деньги из ящиков стола в чемодан. В конце прибавилось еще одно обвинение и, готов поспорить на во-о-от такую пачку тысячных кредиток, в его голосе звучала обида.

– Вы также обвиняетесь в нападении на полицейского робота. Поступок бессмысленный, так как мой мозг и речевой аппарат бронированы, а в средней части тела…

– Слушай, Джордж, все это мне известно. Но на макушке твоей тупой головы установлен маленький передатчик, а мне бы не хотелось, чтобы ты сообщил обо мне своим приятелям. По крайней мере, в данный момент.

Пинком ноги я открыл в стене потайную дверь, ведущую в подвал. Когда я обходил груду железа на полу, робот попытался схватить меня за ногу. Но я ожидал этого, и его пальцы сомкнулись в двух дюймах от моей лодыжки. Я не раз встречался с полицейскими роботами и прекрасно знал, что их невозможно уничтожить. Хоть бей их по голове, хоть с ног сбивай, они преследуют тебя, непрерывно читая мораль. Так дело обстояло и на этот раз. Он убеждал меня покончить с преступной жизнью и стать порядочным гражданином. Робот продолжал молоть чушь, и его голос эхом отдавался на лестничной клетке, когда я уже добрался до подвала.

Теперь на счету была каждая секунда. Через три минуты полиция сядет мне на хвост, так что у меня оставалась ровно одна минута и восемь секунд, чтобы покинуть здание. Надо было действовать. Еще один пинок – и я оказался в помещении для срывания этикеток. Ни один робот не посмотрел в мою сторону, когда я шел по проходу. Впрочем, я бы удивился, если бы это было не так. Эти допотопные модели М годились только для самой простой и однообразной работы. Именно поэтому я их и взял напрокат. Их абсолютно не интересовало, зачем они срывают этикетки с банок с фруктами или что находится на другом конце ленты конвейера, доставляющего консервы через стену. Они не подняли взгляд, даже когда я открыл дверь, которая всегда была на замке. Я не стал закрывать ее за собой – какие теперь могут быть секреты.

Пробежав вдоль грохочущего конвейера, я пролез в дыру, которую сам прорубил в стене правительственного склада. Конвейер тоже установил я. И то и другое, разумеется, шло вразрез с законом. Открыв еще одну дверь, я оказался на складе. Автоматический погрузчик деловито снимал консервные банки со стеллажей, тянущихся под самый потолок, и ставил их на ленту конвейера. Его и роботом назвать было трудно, он выполнял только заложенную в него программу по погрузке консервов. Обойдя его, я побежал по проходу, слыша, как стихают позади звуки моей противозаконной деятельности. Работа не прекращалась ни на секунду, и я искренне радовался этому.

Да, бизнес был что надо. За мизерную сумму я арендовал помещение, примыкавшее к задней стене правительственного склада. Прорубив дыру в стене, я получил доступ к продовольственным запасам, к которым в таких больших складах не прикасались месяцами, если не годами. То есть не прикасались до тех пор, пока там не появился я.

После того как я прорубил дыру и установил конвейер, все остальное было делом техники. Я взял напрокат роботов, чтобы те срывали старые этикетки и лепили на их место наклейки, которые я сам печатал. Таким образом, мой товар появлялся на рынке вполне законным путем. Мой ассортимент отличался разнообразием, а затраты, благодаря этой хитроумной операции, были крайне низкими. Я мог продавать товар дешевле, чем мои конкуренты, и зарабатывал приличные деньги. Местные оптовики быстро почуяли выгоду и завалили меня заказами на несколько месяцев вперед. Отличная операция. Она могла бы длиться еще долго.

Не успела эта мысль выкристаллизоваться в моем мозгу, как я подавил ее. Богатый опыт подсказывал мне, что если операция закончена, то она действительно ЗАКОНЧЕНА! Меня так и подмывало остаться еще на один денек или получить деньги еще по одному чеку. Ах, как известно мне это чувство! Но я также знал, что нет лучшего способа познакомиться с полицией.

«Проиграл сегодня, отыграешься завтра». Это мой девиз, и, надо сказать, лишь благодаря ему я все еще на свободе.

А всякие мечтания бесполезны, когда улепетываешь от полиции.

Добежав до конца прохода, я выбросил из головы все мысли. Снаружи все здание оцеплено полицией, так что следовало действовать быстро и без ошибок. Я огляделся – никого. Сделав два шага, я нажал на кнопку вызова лифта. Я давно установил в лифте датчик и знал, что им пользуются только раз в месяц.

источник: rubook.org